Вопросы по лицензированию

Вопрос: Если в июне 2013 года заканчивается срок действия лицензии, нужно ли получать лицензию на программы, по которым работаем в настоящее время, и на предпрофессиональные программы?

Ответ: Вносить изменения в приложение к лицензии нужно в данном учебном году, так как прием на предпрофессиональные программы необходимо осуществить в мае 2013 года. Получать лицензию на действующие в настоящее время программы не нужно.

Вопросы:
1. По одной предпрофессиональной программе программы по учебным предметам пишутся отдельно на каждый срок (5,6 и 8,9 лет) или все года в одной программе с разбивкой по срокам?
2. Те программы, которые были в учреждении в рамках приносящей доход деятельности, теперь тоже считаются дополнительными предпрофессиональными общеобразовательными программами в области искусства или, как и были по лицензии?

Ответ: 1. Программа учебного предмета должна быть одна. Различные сроки обучения будут отражены в разделе "Содержание учебного предмета" («Годовые требования»), в пояснительной записке (объем учебного времени). Все остальные разделы - общие, так как едины для всех сроков обучения цели и задачи, результаты обучения и т.д.
2. Предпрофессиональными являются только те программы, для которых разработаны федеральные государственные требования. Учредитель на основании предложений школы определяет контрольные цифры приема на данные программы, это - бюджетные места. Данные программы нужно лицензировать (вносить изменения в приложение к лицензии). Программы в рамках платных услуг могут стать предпрофессиональными, если будут пересмотрены в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Вопрос: Как будет осуществляться лицензирование: комиссией на местах или в министерствах культуры?

Ответ: Лицензирование осуществляет подразделение регионального органа управления образованием, выполняющее функции контроля и надзора в сфере образования. Органы управления культуры, в том числе, - федеральные - данных полномочий не имеют.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, если ДШИ до конца 2012 года получает лицензию, затем в мае 2013 года проводим прием на дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы и только с 1 сентября 2013 г. школа начинает работать по этим программам, не потеряет ли наша школа статус детской школы искусств?

Ответ: Ваш статус детской школы искусств сохранится, так как Вы реализуете федеральное законодательство поэтапно (сначала лицензирование, затем - прием детей в апреле-мае, затем – начало образовательного процесса).

Вопрос: Почему мы должны пройти процедуру лицензирования по ДПОП до 1 января 2013 года. Ведь согласно новому закон «Об образовании в Российской Федерации» наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом до 1 января 2016 года.

Ответ: Изменения в уставы будут внесены в связи с принятием  Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в части тех положений, которые претерпели изменения. По поводу статуса детских школ искусств и характеристик предпрофессиональных программ изменений нет, в новом законе даже вносится уточнение о порядке приема на предпрофессиональные программы. ФЗ-145 действует, и лицензировать программы Вам надо к апрелю 2013 года, чтобы осуществить набор в мае.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, обязательно ли наличие при лицензировании образовательной программы школы или достаточно учебных программ по предметам, а данный документ можно разработать позже.

Ответ: В основном, при лицензировании требуют  разработанную образовательную программу, иногда - и разработанные программы учебных предметов. В части регионов лицензирование новых программ носит заявительный характер, и данные документы не требуют.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, на лицензирование школа должна представить образовательные программы с примерным учебным планом  с рекомендованной там вариативной частью, дающей возможность что-то менять в новом учебном году в зависимости от ситуации? Или мы должны лицензировать свой учебный план с прописанной вариативной частью? Но ведь лицензия сейчас выдается бессрочно, и получается, что мы будем бессрочно привязаны к лицензированному учебному плану. А если изменится ситуация, если появится возможность ввести новый предмет, ну, например, синтезатор в качестве дополнительного инструмента, или историю искусств, или народное творчество? Опять лицензировать новую программу с новым учебным планом?

Ответ: Учебные планы - изменяемая часть образовательной программы, при этом вариативную часть учебных планов Вы разрабатываете самостоятельно.

Вопрос: Уточните, пожалуйста, в каких документах указаны сроки лицензирования и перехода школ искусств на дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств?

Ответ: Федеральный закон 145, который вступил в силу в 2011 году и имеет все подзаконные акты для реализации, не нуждается в уточнении ее (реализации) сроков. То есть сегодня Ваша школа должна находиться в процессе введения новых предпрофессиональных программ, что предполагает, в первую очередь, лицензирование этих программ.

Вопрос: Для написания в полном объеме образовательных программ и разработки устава необходимы нормы СанПиН к ФГТ. Появятся ли они и когда?

Ответ: Все предпрофессиональные программы согласованы с Роспотребнадзором, что подтверждено санитарно-эпидемиологическим заключением, которое имеет каждая предпрофессиональная программа. Данное заключение подтверждает, что все нормы, указанные в ФГТ, теперь имеют правовое подтверждение, "сертификат качества". Вы смело можете на основании ФГТ готовить документы к лицензированию.

Вопрос: Наша школа имеет в районе 4 филиала. Разъясните, пожалуйста, можем ли мы разработать учебные и образовательные программы коллективно (совместно с преподавателями филиалов) или необходимо каждой школе писать свои программы?

Ответ: Поскольку каждый филиал должен лицензировать предпрофессиональные программы филиал должен иметь полный пакет образовательных программ, в том числе - и программы учебных предметов. При этом Вы можете разработать все программы совместно, но представить для лицензирования разработанные программы с различными титульными листами.

Вопрос: Наше учреждение до некоторых пор называлось Детской школой искусств. Далее по объективным причинам было переименовано в Центр творческого развития и гуманитарного образования, но выполняет функции школы искусств, реализовывая соответствующие программы. Обращение к муниципальным властям с просьбой об изменении нынешнего названия на прежнее (согласно закону №145-ФЗ) вызвало у них недоумение. Юристы не видят препятствий к переходу на ФГТ учреждения с таким названием. Разъясните, пожалуйста, как быть!

Ответ: В действующем законодательстве (федеральном законе № 145-ФЗ и Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей, федеральные государственные требования, а также прямое указание на реализацию предпрофессиональных программ только в детских школах искусств в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» – часть 3 статьи 83) есть четкая привязка предпрофессиональных программ к детской школе искусств как виду учреждения дополнительного образования детей, и Ваш учредитель издаст приказ о внесении изменений в устав, Вы зарегистрируете новую редакцию, то лицензировать новые программы Вы не сможете - Вам откажут по причине несоответствия программ и вида образовательного учреждения. Чтобы убедиться в этом и не терять время, обратитесь за консультацией в орган, который занимается лицензированием в Вашем регионе.

Вопрос: Может ли школа разработать три предпрофессиональные программы, а в 2013 году начать работать только по одной? По остальным, например, начинать работу в 2014, 2015 году. Так, мы планируем набрать детей на предпрофессиональную программу "Фортепиано", а разработать на будущие годы предпрофессиональные программы "Народные инструменты" и "Хоровое пение", но в 2013 году заниматься с детьми по старым общеразвивающим программам. Или, если программа прошла лицензирование, её надо обязательно внедрять?

Ответ: Все лицензированные программы надо сразу реализовывать, так как возникнет вопрос о несоответствии образовательного процесса в Вашей школе и лицензии. Будут проблемы при проверке. Лучше вводить сразу все предпрофессиональные программы, иначе у Вас начнутся также и сложности с организацией учебного процесса.

Вопрос: Нужно ли лицензировать вариативную часть учебного плана? Как правильно назвать дополнительную программу по сокращенному курсу обучения 3-4 года? Обязательную часть учебного плана составлять вместе с вариативной частью или отдельно?

Ответ: Вы лицензируете саму дополнительную предпрофессиональную программу, частью которой является учебный план (а также еще 6 разделов, включая программы учебных предметов). Учебный план должен включать все разделы и предметные области согласно ФГТ (в том числе - и вариативную часть). Сокращенная программа возможна только при наличии лицензированной "полной" программы. Сокращение сроков происходит только тогда, когда Вы ребенка принимаете не в первый, а в какой-то другой класс (при условии, что он должен сдать все предметы за предыдущие годы обучения; например, поступая в 3 класс предпрофессиональной программы, ребенок должен сдать все предметы за 1-2 классы).

Вопрос: Нужно ли составлять сейчас график образовательного процесса на 6 и 9 лет обучения, там ведь указываются числа?

Ответ: Для лицензирования нужно составить графики по всем лицензируемым срокам обучения, для Вас такие графики будут примерными, затем, каждый год Вы разрабатываете конкретный график образовательного процесса с учетом возможных особенностей учебного года.

Вопрос: Возможен ли перевод программы по флейте на предпрофессиональную, если в ДШИ только один преподаватель-флейтист, он же ведет и ксилофон.

Ответ: На отделе духовых и ударных инструментов у Вас есть еще педагоги-теоретики, преподаватели по хору, фортепиано. Все вместе они и будут составлять педагогический коллектив, который будет рассматриваться с точки зрения требований к их профессиональному образованию (25% - преподаватели с высшим образованием) при лицензировании ФГТ.

Вопрос: При лицензировании предпрофессиональных программ мы должны лицензировать программу на 8 лет обучения и на 9 лет? Или это будет одна программа?

Ответ: Вы лицензируете одну программу с разными сроками обучения и различными учебными планами.

Вопрос: В 2011 году наша школа искусств в результате реорганизации стала структурным подразделением общеобразовательной школы. Утратили ли мы в связи с реорганизацией статус школы искусств? Сможем ли мы лицензировать предпрофессиональные программы?

Ответ: Реализовывать предпрофессиональные программы могут только детские школы искусств и профессиональные учебные заведения.

Вопрос: Подскажите, правильно ли мы поняли, что 6 и 9 года обучения - не обязательны, и они является профориентационными? И нужно ли на эти года обучения делать отдельные программы учебных предметов? Или можно сразу писать программу учебного предмета на 9 и 6 лет?

Ответ: 6-летние и 9-летние сроки нужно лицензировать, а в программах учебных предметов отражать содержание предмета и итоговую аттестацию обучающихся.

Вопрос: В мае заканчивается срок действия нашей лицензии. Мы должны в приложении прописать: ОП художественно-эстетической направленности (т.к. будем доучивать детей по старым программам); предпрофессиональные ОП; общеразвивающие ОП (для детей подготовительного отделения)? Или как-то по-другому?

Ответ: Так как новый закон "Об образовании в РФ" вступает в силу с 1 сентября 2013, то, выдавая Вам новое приложение, лицензионная комиссия должна будет ориентироваться на "старые" формулировки (дополнительные общеобразовательные программы художественно-эстетической направленности).

Вопрос: Имеют ли право лицензирующие органы отказать в получении лицензии по программам общего эстетического образования? Нам сказали, что школа получит лицензию только на предпрофессиональные программы. А ведь "эстеты" составляют значительную часть контингента школы.

Ответ: На "старые" программы у Вас уже есть лицензия (приложение), Вы сейчас лицензируете новые программы - предпрофессиональные, скорее всего, у Вас будет приложение № 2.

Вопрос: Материально-технические условия реализации ОП "Фортепиано" включает в себя наличие концертного зала с концертным роялем. Многие школы не имеют концертных роялей, а используют в работе небольшие музыкальные залы с кабинетными роялями, что не соответствует ФГТ. Нельзя ли внести изменения в ФГТ?

Ответ: В данных требованиях не обозначена площадь концертного зала, а кабинетный рояль по своей функции может быть концертным.

Вопрос: У нашей школы и учредителя возник вопрос. Можно ли лицензировать отделение, на котором работают ВСЕ преподаватели пенсионного возраста. Замена на молодых специалистов не предвидится, т.к. наша школа находится в отдаленной глубинке.

Ответ: Возрастных ограничений для преподавателей, реализующих предпрофессиональные программы, нет.

Вопрос: Если учреждение не успеет пройти лицензирование по новым программам к апрелю-маю, можно ли сделать набор учащихся по этим программам в августе?

Ответ: Думаю, один раз, в виде исключения, - можно.

Вопрос: В нашей школе только открылось художественное отделение и класс гитары, лицензии по этим предметам мы пока не имеем. Можем ли мы подавать документы на лицензирование этих отделений сразу на предпрофессиональные программы одновременно с отделениями, которые у нас существуют уже давно?

Ответ: Можете. Только лицензировать Вы должны не отделения, а предпрофессиональные программы "Живопись" и "Народные инструменты".

Вопрос: Прочла Ваш ответ, что ДМШ, не прошедшая процедуру лицензирования, обязана доучить детей по тем программам, на которые они поступили. У нас аналогичная ситуация. Ответьте, пожалуйста, а в каком статусе мы можем продолжить их обучение? Будем ли мы иметь право выдавать им свидетельства об окончании, пользоваться нынешней печатью и пр., если с сентября официально станем другим учреждением дополнительного образования?

Ответ: В связи с принятием нового закона об образовании детей не будут отчислять из детских школ искусств, детская школа искусств будет выполнять обязательства и доучивать их в соответствии с теми программами, на которые они были приняты. К моменту окончания их обучения Вы выдадите им документ школьного образца с печатью Вашей школы.

Вопрос: Правомочен ли отказ лицензирующего органа, если ОУ не имеет здания в оперативном управлении (есть безвозмездное пользование)?

Ответ: В соответствии с действующим федеральным законом "Об образовании" (пункты 1, 2 статьи 39), а также в соответствии со статьями 120 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, в том числе, образовательное, должно иметь в оперативном управлении имущество, закрепленное за ним учредителем. Поэтому отказ лицензионного органа правомочен. Необходимо оформить имущество (здание) в оперативное управление.

Вопрос: Мы являемся Муниципальным автономным учреждением культуры и дополнительного образования детей "Детская школа искусств". Как нам быть? Лицензировать программы?

Ответ: Не вижу проблемы, которая бы Вам препятствовала лицензироваться (странное, конечно, соединение в названии учреждения культуры и учреждения дополнительного образования детей, ведь учреждения культуры - это библиотеки, музеи, театры и т.д.).
 


Fatal error: Allowed memory size of 67108864 bytes exhausted (tried to allocate 20860 bytes) in /home/iroski/iroski.ru/docs/modules/system/image.gd.inc on line 256